Рыбы под водой зимой. Как зимуют рыбы: Куда деваются лещи и почему не спится линям? Зимовка водных растений

Как готовятся к зиме рыбы Вы узнаете из этой статьи.

Как рыбы готовятся к зиме?

Рыбы подготавливаться к зимнему времени года начинается с лета — в августе, если быть точнее, то в его середине. Подготовка к холодам обусловлена тем фактором, что плавать рыба начинает неподалеку от берега и много очень питаться. Это она делает для того, чтобы без проблем пережить зимнее голодание. Ведь с наступлением холодов она питается, в основном, запасами своего жира, который наела за август. Стоит отметить, что в начале ноября активное собирание запасов временно приостанавливается. Кушать рыба начинает снова, когда на воде появляется первый лед.

Ближе к зиме рыбы собираются в стаи, дабы зимовать. Они опускаются в самую глубину рек и озер. Их тело покрывается густым, как шубой, слоем слизи. Как мы упоминали выше, всю зиму рыбки проводят на дне водоема. Ведь там вода не замерзает даже в лютые морозы. К зимнему периоду у рыб отмечается неподвижность, вялость.

Каждый вид рыб зимует по-разному. Например, карпы и караси зарываются как можно больше в тину, которая находится на дне водоема, и переживают так до весны. Они абсолютно неподвижны Большинство рыб впадают в спячку – это сомы, лещи, лини, плотва. Рыба ложится на дно водоема или просто зарывается в ил.

С наступлением зимы в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение подводных обитателей. Снижается температура воды. Постепенно уменьшается светлый период суток. Затем водоемы закрываются ледяным покровом, сверху его заваливает снег - освещенность падает еще сильнее. Долгие 4 месяца подводные обитатели существуют в условиях холода, дефицита кислорода и полутьмы. В период зимовки у рыб резко снижается активность, практически полностью прекращается потребление пищи, замедляются процессы роста, снижается частота сердечных сокращений, замедляются реакции на раздражители, скорость обмена веществ в организме замедляется и поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов.

Зимовальные ямы

Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких как лещи, карпы, лини , уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе.

При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе и большими скоплениями. Если яма небольшая, то в ней устраиваются абсолютно одинаковые особи! Ученые-ихтиологи объясняют эту загадку природы тем, что массовое скопление рыб одного вида и возраста обеспечивает им оптимальные условия для зимовки, потому что процессы обмена в организме рыбы при этом менее интенсивны, чем было бы, если бы рыбы зимовали в одиночку. Кроме того, так рациональнее используется слизь, которую рыбы выделяют в качестве изолирующего средства.

А вот сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям – на выходах из глубин, границах ям и повышений дна. Это объясняется тем, что в самой яме уже спустя месяц после образования ледяного покрова кислородный режим резко изменяется в худшую сторону, что сомы не переносят.

Как зимуют хищные рыбы

Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытое существование. В большинстве своем щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочем и они не уходят на зиму с привычных мест обитания - это окунь, плотва, уклейка, верховка и ерш .

С появлением ледового покрова меняется поведение хищных рыб. Хищных рыб разделяют по отношению к свету: так, окунь - это сумеречно-дневной хищник, щука – сумеречный, судак – глубокосумеречный.

В начале зимы подо льдом создается полутьма, которая “на руку” сумеречным хищникам. И тогда они в первые дни установления ледового покрова устраивают своим жертвам кровавую бойню. Этот жор хищника называют “перволедок”.

А вот для налима именно зима является благоприятным временем года. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16°С налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги, а при температуре 27°С погибает. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. Охотиться налимы предпочитают ночью. Молодые налимы питаются зоопланктоном, а годовалые переходят на "рыбную диету". Когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда (в ноябре-декабре на севере или в декабре-феврале - в умеренной зоне), налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна.

Миграция рыб

Некоторые рыбы умеренных и арктических широт не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более теплые воды. Хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Черное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100-150 м. Именно во время зимовальной миграции азовской хамсы начинается промысел этой рыбы. Каспийская сельдь зимой откочевывает на юг, где вода теплее.

"Замороженная рыба"

А если водоем мелкий, непроточный и зимой промерзает насквозь? Такие озера есть в Арктике. Их обитатели - обыкновенный карась и черная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоемы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Но их выносливость к низким температурам поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы не погибают - если только не промерзнут жабры и жидкие среды организма. Весной, когда водоемы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство.

Бывает и такое...

В экваториальных водоемах, где никогда не бывает зимы, рыбы могут быть активными в течение круглого года. Однако у некоторых из них в зимние месяцы тоже начинаются проблемы. Только связаны они, конечно, не с похолоданием, а, наоборот, с невыносимой жарой и засухой. Некоторые тропические рыбы зарываются в ил и засыпают. Это помогает им переносить жару и связанный с ней недостаток кислорода.

Если карась и даллия - самые морозостойкие пресноводные рыбы, то маленькая рыбка из рода карпозубиков - Cyprinodon macularius (ципринодон макулярис), обитающая на юге Северной Америки, - рекордсмен по выдерживанию наиболее высокой температуры воды. Она обитает и умудряется не свариться в горячих источниках Калифорнии, температура воды которых - 52°С! Для справки: в воде с такой температурой невозможно сколько-нибудь длительное время удержать руку.

Краснопёрка

К наступлению зимы всё живое готовится по своему: перелётные птицы улетают на юг, лесные звери запасаются тёплыми шубками и запасами еды, а некоторые и уютными местечками для зимней спячки. А как же зимуют рыбы? Ведь реки и озёра на долгие зимние месяцы покрываются толстым льдом!

Зимовальные ямы

Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжёлый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких, как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе. При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе. Рыбы прижимаются друг к другу, и им уже холод становится не так страшен.

Сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям. Это объясняется тем, что в самой яме, уже спустя месяц после образования ледяного покрова, становится меньше кислорода, что сомы очень не любят.

Подлёдная охота

Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытное существование. Возможно, и у хищников есть свои понятия справедливости?

В большинстве своём щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочём, и они не уходят с привычных мест обитания - это плотва, уклейка, верховка и ёрш.

Образовавшаяся под слоем льда полутьма создаёт хищникам особо благоприятные для охоты условия. В первые дни зимы хищные рыбы охотятся особенно активно, и этот жор хищника рыбаки называют «перволёдок».

Зима в радость

Есть и такие рыбы, для которых зима не в тягость, а наоборот - самое лучшее время года! Таков налим. Тёплая вода его угнетает. Летом, при температуре воды выше 15 С налим перестаёт питаться и впадает в спячку, забившись под береговые норы, под крупные камни или коряги. А если температура будет выше 27 С, эта рыба и вовсе погибает! Лишь осенью, когда в реках заметно остывает, налим пробуждается и начинает откармливаться.

Рыбы-путешественники

Некоторые рыбы не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более тёплые воды. Так, например, хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Чёрное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100 - 150 метров, где более тёплая вода.

Замороженная рыба

А если водоём мелкий, непроточный и зимой замерзает насквозь? Такие озёра есть в Арктике. Их обитатели - обыкновенный карась и чёрная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоёмы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмёрзшими в лёд. Но, даже находясь в ледяном плену, они не погибают. Весной, когда водоёмы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство. Вот такими невероятно выносливыми бывают обитатели воды!

«Как зимуют рыбки?» Тип проекта: познавательный, творчески- исследовательский. Сроки проведения: январь – февраль (среднесрочный). Участники проекта: Воспитатель, педагог- психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 СОШ Авторы проекта: Барская А.Д., Войнич Н.Ю.


Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы «как зимуют рыбы» в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста); Недостаточный уровень внедрения проектной деятельности в ООД детей среднего возраста..




Задачи: активной познавательной позиции, формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на вопросы, (формирование познавательных действий), расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму, включение экспериментирования в НОД, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме, популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.




I. Подготовительный: - первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта; - обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой; - изучение методической литературы; - создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей Формирование мотивации у родителей на сотрудничество в проекте (Консультация «Поможем детям найти ответы на сложные вопросы. Развиваем познавательный интерес».


Основной этап: создание у детей интереса к проблеме. Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках ООД Познание «Как зимуют разные животные» ООД Развитие речи «По щучьему веленью» ООД Познание «Вода, снег, лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация для детей). Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».














Основной этап: ищем ответы на вопрос ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой?». (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок). ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма «Прорубь»). ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э.Шим «Всем вам крышка» и Л.Карпова «Как рыбы зимуют). ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.












Делаем выводы. Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.


Основной этап: создание макета – интерактивной модели зимнего пруда. Обсуждаем идею зимнего пейзажа. ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон». ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев» ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки». Игра –представление «Как зимуют рыбки» с помощью интерактивной модели.


Учимся рисовать снежный фон для нашего пейзажа Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве. Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве.


Завершающий этап Презентация проекта «Как зимуют рыбки» для детей группы 5 (другая средняя группа в детском саду) Участие в фестивале проектов дошкольных подразделений в школе 1315 Результаты: Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включается и любознательность, развиваются творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы. У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 -5 лет, надеемся.


Анализ и выводы Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. По своей структуре проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста. Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально- коммуникативного и художественно-эстетического развития. Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.

Отдых необходим рыбам, как и любым другим живым существам. Но не все представляют, как спят рыбы. Сон их не похож на сон в нашем понимании, он считается состоянием малой активности и зависит от вида особей и условий их обитания.

Когда рыба спит, наступает период относительного бездействия. Ее движения минимальны или практически отсутствуют. Мышцы расслабляются. Дыхание и сердечный ритм замедляются. Реакция на окружающую среду снижается. Некоторые разновидности в данный период теряют бдительность, их легко можно поймать руками. Но большинство видов в сонном состоянии продолжают хорошо чувствовать опасность.

В глубокий сон подводные жители не впадают и от окружающей действительности полностью не отключаются, способны в любой момент перейти в состояние бодрствования. Это связано со средой обитания и особенностями строения органов данных животных.

Когда впадают в сон, рыбные особи дремлют и деятельность их мозга не прекращается. Они продолжают слышать звуки, осознавать свое местонахождение, постоянно находятся в сознательном состоянии.

Наблюдательные аквариумисты могут на практике определить, спят ли рыбы в аквариуме. Время от времени особи замирают, становятся неподвижными. Это состояние и называется рыбий сон.

Время и продолжительность сна зависит от многих факторов:

  • разновидности рыб;
  • условий и среды обитания (аквариум, природный водоем);
  • способа питания.

В акариуме ночью рыбы находятся в сонном состоянии, а днем бодрствуют, т.к. для этого человек искусственно создает условия для ночного отдыха, подстраивает под свой образ жизни.

В природной среде большинство подводных жителей ведут активную жизнь в светлое время суток. С приходом темноты они замирают. Строение их глаз устроено так, что в дневное время они видят лучше, чем ночью. К ним можно отнести карася, плотву, сельдь и др.

Другие виды хорошо видят в темное время суток, а дневной свет губителен для их глаз. Они ведут ночной образ жизни. Чаще всего к данной категории относятся хищники: щука, судак, окунь, сом и др.

Зимняя и летняя спячка

Как рыбы готовятся к зиме? Обитатели глубин к суровому времени года начинают готовиться с середины августа. Это проявляется в их усиленном питании и нахождении неподалеку от берега. Отъедаются они для того, чтобы легко пережить зиму. В этот трудный период питательной среды становится мало, и подводные обитатели живут за счет своих жировых запасов. Большинство из них впадают в зимнюю спячку — лещи, лини, сомы и др. Зарываются в ил на дне водоема и замирают.

Толстый слой льда на водоеме может спровоцировать кислородное голодание. Количество кислорода в воде в конце зимнего периода уменьшается. Рыба начинает задыхаться. Для улучшения ситуации следует делать лунки во льду.

При сильном похолодании такие теплолюбивые рыбы, как карась, карп могут впасть в анабиоз и зимовать таким образом, но рыбы впадают спячку и в летнюю жару. При резком повышении температуры воды, при сильном обмелении водоемов холодолюбивые водные обитатели форель, налим, лосось вынуждены приостанавливать свою жизнедеятельность. Данное состояние в летнее время помогает пережить экстремально высокие температуры, засуху и избежать обезвоживания организма.

Как выглядит рыба во сне

Понять, что рыба находится в состоянии сна, можно по ее изменившемуся поведению, снижению физической активности. Часто она не совершает движений, только медленно покачивает хвостовой частью. Глаза у нее постоянно открыты — и во время сна, и в период бодрствования.

Почему не закрывает глаза

У рыб отсутствуют веки, поэтому глаза у них никогда не закрываются.

Строением органов зрения обитателей глубин не предусмотрено наличие век и слезных желез. Вода производит постоянную очистку и увлажнение поверхности глаз. При нахождении в водной среде у рыб нет необходимости очищать поверхность глаз каким-то иным способом.

Поле зрения достаточно широко. Они хорошо видят со всех сторон. Глазные яблоки находятся по обеим сторонам. Каждый глаз схватывает изображение со своей стороны. Впереди рыба может сосредоточить взгляд на 1 предмете обоими глазами.

Глаз имеет радужную оболочку. Зрачок у большинства рыб не может регулировать световой поток. При сильном световом воздействии они могут ослепнуть. От света спасают затенения от растений, укромные уголки.

Как спят разные рыбы

Во время сна положение тела различно у разных видов рыб. Некоторые из них ложатся на дно (треска), забираются под коряги, камни, обволакиваются слизью (рыба-попугай) и замирают. Любит закапываться в песчаное дно камбала. Другие обитатели глубин могут дрейфовать в толще воды, сплавляясь по течению (сельдь), или находиться в одном месте, зацепившись за водную растительность.

Костные

Отличительной особенностью рыб, относящихся к костному классу, считается наличие плавательного пузыря. Благодаря чему у таких водных обитателей есть возможность засыпать в толще воды, залегать неподвижно на дне. Представители данного класса любят отдыхать в укромных местах. Беспокоясь о своей безопасности, они заранее подыскивают тихое и спокойное место, часто придонное, среди коряг, водорослей, камней. С наступлением темноты занимают удобное положение и засыпают.

Хрящевые

Хрящевым рыбкам тяжелее приспособиться ко сну в водной стихии. Их скелет состоит из хрящевых пластин, отсутствуют жабры и плавательный пузырь. Для дыхания они должны постоянно двигаться, чтобы в жаберные щели поступала вода, обогащенная кислородом.

Из-за перечисленных особенностей строения тела они не могут залегать на дно, зависать в толще воды. Им необходимо постоянное движение, чтобы не утонуть и не задохнуться.

К данному классу относятся такие хищники, как скаты, акулы, тунцы, катраны и пр.

Животные данного класса приспособились отдыхать следующими способами. Некоторые из них находят место на дне с течением, чтобы во время сна вода естественным образом попадала в жаберные щели. Создавать завихрения воды возле жабр рыба может самостоятельно, постоянно открывая и закрывая рот.

Другие особи водного мира приспособлены спать на ходу. В то время как головной мозг находится в состоянии отдыха, спинной мозг продолжает работу, отвечающую за движение.

Отдельная группа рыб имеет брызгальца — специальные органы, расположенные позади глаз. Они отвечают за подачу воды в жабры.

Неспящие ночные охотники

Какая рыба не спит ночью? В темное время любят охотиться и добывать себе пропитание хищники. К ним можно отнести налима, щуку, сома, морского ерша и др. Днем они спят, а ночью активничают. Удачная охота хищников происходит за счет их острого зрения, обоняния, осязания колебаний.